ДОТУ – Открытый Университет Жизнеречения

Основы социологии (ч.2)

Главная страница / Аналитика

“Мы начали выкладывать на сайте лекции учебного курса по социологии, который читается в одном из вузов. Поскольку тексты лекций записываются в ходе чтения курса, то лекции выкладываются по мере завершения работы над их текстами. Для правильного отображения текста в авторском форматировании необходимо установить на компьютер шрифты “Академия” и “Ижица”.

Основы социологии

Постановочные материалы учебного курса: тематика и основное содержание лекций

  • Введение
  • Лекции 1 и 2. Обзор тематики курса
    • Последствия социологического невежества в жизни личности и в жизни общества
    • Предметная область социологии и её отрасли
    • Метрологическая состоятельность науки и метрологическая несостоятельность псевдонаучных теорий
    • Субъективизм исследователя в социологии как источник знаний и как источник ошибок
    • Свобода исследований в социологии и ограничения на распространение информации социологического характера
    • Прикладной характер социологии и две взаимоисключающие задачи, которые она может решать
    • Взаимосвязи: психология личности и общество, религиозность и атеизм в жизни общества, теория и практика познания, принцип «практика — критерий истины», достаточно общая теория управления, декларации и практика самоуправления общества и организация управления коллективами
  • Лекция 3. Миропонимание, мировоззрение: типы
    • Что позволяет увидеть «глокая куздра» академика Л.В.Щербы
    • Типы мировоззрения и миропонимания
    • Функциональное назначение мировоззрения и миропонимания в психике индивида и вопрос об эффективности различных типов мировоззрения и миропонимания
    • Функциональность мировоззрений и миропониманий различных типов
  • Лекция 4. Предельные обобщения = первичные различия: это — основы миропонимания
    • Мировоззренческое разделение общества
    • Предельные обобщения = первичные различия
    • Я-центризм: вещество, дух, пространство, время
    • Неизменность предельных обобщений Я-центризма в истории, его пороки и последствия
    • Я-центризм и предпосылки к атеизму и религиозности
    • Пример эзотерической альтернативы Я-центризму
    • Мировоззрение триединства материи-информации-меры
    • Ещё некоторые иллюстрации триединства материи-информации-меры
    • Переход от Я-центризма к мировоззрению триединства материи-информации-меры
  • Лекция 5. Структура личностной и порождение коллективной психики
    • Главная задача психологии как общественно полезной прикладной науки
    • Претензии к исторически сложившимся традициям психологии
    • Двухуровневая модель психики: сознание и бессознательное — режимы взаимодействия
    • Нравственность
    • Эмоции и эмоционально-смысловой строй
    • Процессно-образное и дискретно-логическое мышление
    • Типы строя психики
    • Порождение индивидами коллективной психики (эгрегоров) и взаимодействие личности и эгрегоров
  • Лекции 6 и 7. Теория и практика познания как основа творчества
    • Исходный вопрос психологии как науки
    • Различение как способность
    • Преемственные этапы обработки первичной информации в психике индивида
    • Различные схемы обработки информации в процессе взаимодействия индивида с жизненными обстоятельствами
    • Вопрос о методологии познания и творчества и принцип «практика — критерий истины»
    • Личностная культура диалектического познания
    • Гипотеза о бытии Бога и практика жизни: вера как составляющая мировоззрения и миропонимания, нравственно-этическая обусловленность результатов познавательно-творческой деятельности
    • Ещё один аспект проявления принципа «практика — критерий истины»: «по вере вашей да будет вам»
    • Наилучший эмоционально-смысловой строй
    • Освоение метода диалектического познания и тандемный принцип деятельности
    • Свобода процесса диалектического познания от формулировок «законов диалектики»
    • Резюме лекций 6 и 7
    • Послесловие к лекциям 6 и 7: «Плюрализм мнений» как выражение познавательно-творческой несостоятельности